Интервью с В.Ф. Козловым

3 января этого года исполнилось 70 лет выпускнику ФАЛТ Виталию Фёдоровичу Козлову – кандидату физико-матаматических наук, доценту, преподавателю кафедры общей физики.

 

О детстве и юности, научной, общественной и педагогической деятельности, Виталий Фёдорович любезно согласился рассказать в этом интервью.

 

 

– Что Вы можете рассказать о своём детстве? Какое оно было? Чем Вы интересовались и увлекались?

 

– Родился я в 1948 г. в сельской местности в Ярославской области. Ближайший из часто обозначаемых на географических картах населенных пунктов – Брейтово (районный центр и порт на берегу Рыбинского водохранилища), ближайший город – Рыбинск (около 100 км). Из рассказов родителей я понял, что это были очень тяжёлые и голодные послевоенные годы. Я сам из того времени, естественно, практически ничего не помню. Послевоенные поколения, к которым я отношусь, в сельской местности были очень малочисленными. Почти все мужчины возрастов, подлежащих призыву в годы военного лихолетья, погибли. Вернулись с войны буквально единицы, да и то только потому, что достигли призывного возраста в последние пару лет войны. Поэтому в начальной школе в одном небольшом помещении одновременно обычно занимались 2 класса. Школу, в которой я учился, например, посещали ученики из четырёх близлежащих деревень, находившихся на расстоянии 1-2 километра одна от другой. В 5-8 классах я ежедневно ходил пешком в школу, находившуюся в 3 км от моей родной деревни. И это расстояние было не самым большим. Тем не менее, численность учеников в классах и там была далека от нынешней нормы в 25 человек. Чем-либо другим моё детство принципиально не отличалось. Часто, особенно в летнее время, приходилось помогать родителям или нянчиться с младшими сестрами. В школьные годы интересовала техника, прежде всего, военная авиация, литература – больше военная проза, а также техническая, приключенческая и фантастика. В свободное время занимался техническим моделированием (в сельской местности для этого возможности были очень ограничены), спортом.

 

 

– Когда Вы начали увлекаться летательными аппаратами (ЛА)? Что Вас в них заинтересовало? Кем Вы мечтали стать в будущем? Сбылись ли мечты?

 

– Мечтой с детства была авиация. «Заболел» ею еще в дошкольном возрасте после посадки «Ан-2» на колхозном поле в соседней деревне. Это событие произвело на меня огромное впечатление. Однако по ряду причин в 1963 году после 8 классов средней сельской школы в возрасте 15 лет поступил в Одесское мореходное училище ММФ (ныне: имени А.И. Маринеско) на эксплуатационное отделение. При этом надежд поступить в лётное училище не оставлял. С этой целью в Одессе летом 1965 года в конце второго курса сдал экстерном экзамены за полную среднюю школу. С учётом очередных экзаменов за полугодие в мореходке пришлось сдать в общей сложности за период менее 2-х месяцев более 20 экзаменов. Однако остановила медицина. После этого ориентирами стали либо училище гражданской авиации, либо авиационный институт. ОМУ ММФ закончил в июле 1967 года с отличием по специальности «Эксплуатация водного транспорта». Был также включен в «5% выпуска», что давало возможность поступать в ВУЗ, не отрабатывая на морском транспорте полагавшихся 5-ти лет. Но реализовать эту льготу «с ходу» было невозможно по семейным обстоятельствам: нужно было помогать сёстрам закончить среднюю школу. Пришлось отработать в соответствии с распределением 2 года в строившемся в то время в Ильичёвском морском торговом порту (приблизительно в 29 км от Одессы по суше или в 16 км морем). В конце июня 1969 г. взял отпуск с целью использовать его для поступления или в МАИ, или в ХАИ (для сдачи вступительных экзаменов работающим полагался дополнительный отпуск). Вступительные экзамены в этих ВУЗах начинались с 1-го августа. Поэтому до их начала я намеревался немного погостить на родине у матери (отец к тому времени умер). Твёрдых намерений поступать в МФТИ не имел, т.к. кроме случайно прочитанного объявления в «Комсомольской правде» о вступительных экзаменах в первую декаду июля, никакой другой информацией о Физтехе не располагал. Дорога на родину пролегала через Москву, и я решил сделать остановку и проверить свою «боеготовность» на вступительных экзаменах в МФТИ. Для меня это было очень важно, т.к. в мореходке, хотя и имелся высококлассный преподавательский состав, изучалось много специальных дисциплин, и, соответственно, программа средней школы была представлена в усечённом объеме. В годы работы в порту я занимался на заочных подготовительных курсах, в т. ч. в МГУ (о ЗФТШ МФТИ, естественно, ничего не знал). Заявление подал на ФАЛТ, т.к. из всех «мудрёных» названий факультетов того времени только это было созвучно моим целям. «Репетиция» прошла успешно. Более того, на собеседовании мне объявили, что я буду зачислен, и могу, не дожидаясь приказа о зачислении, отработать 10 дней. Отработал в подмосковном ССО, базировавшемся недалеко от Икши (позже выяснилось, что отрабатывать следовало в Жуковском). Взглянуть на приказ о зачислении всё же съездил в Долгопрудный в соответствующий день. Побывать дома в то лето я, конечно, не смог.

ФАЛТ окончил в 1975 году. В том же году поступил в аспирантуру МФТИ, защитился в феврале 1979 г. по специальности 01.02.05 - механика жидкости, газа и плазмы. Диссертация была посвящена разработке математических моделей неравновесных течений газов с возбужденными внутренними степенями свободы молекул. По окончании аспирантуры в августе 1978 г. был распределён на ФАЛТ, где должен был заняться созданием общефакультетской лаборатории. Но пока я оформлялся на работу, на факультете произошла смена руководства. Факультет возглавил проректор по ФАЛТ д.т.н. Н.Н. Дорохин. Во время моего представления он сказал, что ему неясна необходимость создания такой лаборатории, и что он должен изучить этот вопрос. Но время шло, нужно было что-то делать, и в результате, благодаря профессору В.Н. Жигулёву, я стал преподавателем кафедры физики ФАЛТ. Проработал на кафедре 6 лет. В 1984 г. был переведён в НПО «Молния» в группу аэрофизических исследований (ГАФИ). Начиная с 1976 года, как известно, это научно-производственное объединение возглавляло в СССР работы по созданию ВКС «Буран». Педагогическая работа по совместительству там не разрешалась. После развала СССР это ограничение было снято, и в 1993 году я возобновил педагогическую деятельность на кафедре: сначала в качестве совместителя, а в 1994 г. перешёл в штат, предварительно уволившись из НПО.

 

 

– Чем помимо учёбы Вы занимались в студенческие годы? Какие события из студенческой жизни запомнились Вам наиболее ярко?

 

– Их было много. Это, прежде всего, работа в выездных студенческих отрядах. За 6 лет учёбы на ФАЛТ я четырежды участвовал в выездных ССО: дважды в Коми АССР, в Красноярске, в Приморье. Работал в разные годы в качестве рядового, бригадира, комиссара и командира отряда. Неоднократно руководил работой студентов на полях подшефного ОПХ «Быково». В течение всего срока обучения был старостой учебной группы. Избирался в студсовет ФАЛТ, факультетский комитет ВЛКСМ, депутатом Жуковского городского совета депутатов. Наш выпуск был последним из тех, кому посчастливилось проходить стажировку летом 1974 года в Липецком авиацентре (Центре боевого применения и переучивания летного состава МО).

 

 

 

 

– А правда, что Вы были связаны с проектом «Буран – Энергия»? Если да, можете ли рассказать об этом поподробнее? Что Вы делали?

 

– «Связан с проектом «Буран – Энергия» слишком уж громко сказано. Над этой программой работали десятки и сотни тысяч людей. В ней участвовало большое количество предприятий, КБ и НИИ Советского Союза. В 1982 г. в соответствии с решением руководства МФТИ и НПО «Молния» и по инициативе профессора В.Н. Жигулёва, возглавлявшего в то время факультетскую кафедру физики ФАЛТ, начала формироваться ГАФИ (Группа аэрофизических исследований), в задачи которой входило научное сопровождение некоторых актуальных проблем создания ВКС. Прежде всего, решался вопрос о ламинарно-турбулентном переходе на аэродинамических поверхностях челнока, а также другие весьма острые для программы проблемы, например, теплообмен в теплозащитном покрытии, акустические нагрузки, определявшие ресурс ВКС, и др.

 

 

Постепенно, в течение нескольких лет из штатных преподавателей кафедры и выпускников аспирантуры МФТИ сложился состав ГАФИ. В частности, в 1983 году к группе присоединился выпускник аспирантуры МФТИ, а ныне преподаватель кафедры общей физики, А.В. Фёдоров. Я был переведён в неё в июле 1984 г. и отработал в её составе 10 лет. Позже вернулся к работе на кафедре, т.к. финансирование государством программы «Буран – Энергия» и др. перспективных проектов к тому времени было фактически прекращено, а ГАФИ распалась.

 

 

– Расскажите, пожалуйста, про кафедру физики. Что нового? Какие успехи? Какие проблемы? Какие планы?

 

– В 2009 году факультетская кафедра физики ФАЛТ вошла в состав общеинститутской кафедры общей физики. В 2013 году я был назначен заместителем зав. кафедрой по отделению ФАЛТ. В настоящее время перед отделением стоит несколько весьма острых и трудноразрешимых (прежде всего, по причине недостаточного финансирования) проблем. Корни некоторых из них уходят еще во времена Советского Союза. В частности, необходимо завершить ремонт лабораторных помещений на 3-м этаже (со стороны стадиона) и лекционной аудитории № 314 (Большой Физической), включая оснащение ее современной мультимедийной системой. Аудитория № 314 на факультете используется не только по прямому назначению, но и как представительское помещение. Поэтому считаю, что задача приведения этой аудитории в надлежащее состояние, отвечающее современным тенденциям в образовании, является делом чести не только кафедры, но и факультета. В настоящее время прорабатывается уже четвертый вариант технического задания на ее ремонт. Есть надежда, что наконец-то решение проблемы сдвинется с «мёртвой точки».

Другой острейшей проблемой является развитие и модернизация лабораторного комплекса учебных экспериментальных установок и измерительного оборудования. Многие установки и приборы достигли предельного физического износа и морально устарели, не соответствуют современному техническому уровню. В некоторых лабораториях недостаточно экспериментальных установок, что является причиной напряженной обстановки с рабочими местами в лабораториях 1-го курса, если количество студентов в учебной группе превышает 16 человек. Необходимо также своевременно корректировать учебный процесс в соответствии с динамично изменяющимися требованиями к подготовке специалистов с высшим образованием.

Было бы совершенно неправильно делать из сказанного вывод о том, что ситуация безнадежно плоха. После вхождения факультетской кафедры физики ФАЛТ в состав общеинститутской кафедры общей физики было отремонтировано около 50% лабораторных помещений. Кроме того, благодаря Совету попечителей ФАЛТ, в начале 2000-х был выполнен частичный ремонт 314-ой (окна, потолок, освещение, шторы). Летом 2015 года на средства, выделенные Советом попечителей, в аудитории была установлена современная система зашторивания окон. Однако если такие темпы ремонтных работ сохранятся и дальше, то процесс может растянуться еще на многие годы. Что, конечно, никого устроить не может.

В отделении ведется работа по обновлению и расширению номенклатуры лабораторных работ. Активное участие в ней приняли молодые преподаватели кафедры Н.Д. Агеев и А.В. Гелиев. Однако полное решение этой проблемы потребует больших усилий коллектива преподавателей, значительного времени и, что в нынешних условиях чрезвычайно актуально, надлежащего финансирования.

Продолжается учебно-методическая работа. Разработаны и приняты методические материалы для преподавателей, направленные на совершенствование учебного процесса. В 2015 г. опубликована существенно переработанная и дополненная версия сборника задач по общей физике, составленного преподавателями ФАЛТ.

Опубликованы 2 издания учебного пособия по физике твёрдого тела (автор проф. Ю.В. Петров). В 2016 г. опубликован переработанный сборник лабораторных работ по оптике (автор доц. Ю.В. Маношкин). В помощь студентам 1-го курса в 2014-15 учебном году введен двухсеместровый факультативный курс «Математические методы решения задач общей физики» (лектор Н.В. Сидоренко). Ведётся работа над соответствующим учебным пособием.

Надеюсь, что в ближайшей перспективе учебный процесс в подразделении будет и дальше совершенствоваться, вбирая в себя современные и наиболее эффективные технологии обучения.