#ЦАГИ100: С.А. Христианович

110 лет назад, 9 ноября 1908 года, в Санкт-Петербурге родился Сергей Алексеевич Христианович — учёный-механик, один из первопроходцев в разработке фундаментальных основ аэродинамики больших скоростей и газовой динамики, академик АН СССР.

 

Сергей Алексеевич Христианович. Источник.

 

Поступив в 1925 году на антропологическое — свободных мест на других направлениях поздней осенью уже не осталось — отделение Ленинградского государственного университета (сегодня - СПбГУ), вскоре переводится на физико-математический факультет. После выпуска работает сначала в ленинградском Гидрологическом институте до 1935 года, а потом в МИАН имени В.А. Стеклова и ЭнИне в Москве. Там, в течение 1937 года (в 29 лет!) блестяще защищает сразу две докторские диссертации по совершенно разным темам, и получает прозвище «достижение советской науки».

 

В том же 37-ом году, ещё до окончания докторантуры, Христианович начинает сотрудничать с ЦАГИ, консультировать, но уже через три года устраивается на постоянную работу. С 40-го — возглавляет лабораторию больших скоростей, с 42-го — научный руководитель ЦАГИ по аэродинамике, с 48-го — первый заместитель начальника института.

 

Сергея Алексеевича, по его собственным словам, "влекла романтика больших скоростей". Именно им решён ряд основополагающих задач газовой динамики при околозвуковых скоростях. Если тело движется в среде со скоростью намного меньшей скорости распространения звука в газе (или, что одно и то же, обтекается газом со скоростью намного меньше звуковой), газ можно упрощённо рассматривать как несжимаемую среду, сохраняющую плотность при изменении давления. Однако в случае около- и сверхзвуковых скоростей, такое приближение становится неприемлемым. Первые шаги в этом направлении предпринял ещё С.А. Чаплыгин, о котором мы рассказывали ранее, но полностью задачу об обтекании тела газовым потоком при большой дозвуковой скорости решил именно Христианович, и обобщил полученный метод для самых важных случаев: крыла и тела вращения.

 

Работая в ЦАГИ, Сергей Алексеевич вошёл в команду создателей уникальной до- и трансзвуковой аэродинамической трубы Т-106 — одной из первых в мире установок, позволивших преодолеть звуковой барьер в аэрофизическом эксперименте, тогда совсем ещё не изученный и окружённый множеством легенд — говорили, что о него разбиваются самолёты. Во время Великой Отечественной войны все самолёты СССР проходили испытания в этой трубе на определение уровня аэродинамического качества. Среди первых испытуемых был Як-3 — самый лёгкий советский истребителей Второй мировой. С помощью этой установки в лаборатории, где работал Христианович, была увеличена кучность стрельбы снарядами “Катюш”, исследовано взаимное влияние эффектов вязкости и сжимаемости, решены многие вопросы проектирования воздушных винтов. Именно из этой трубы впоследствии, по воспоминаниям Сергея Алексеевича, «буквально “вылетела” реактивная авиация». Сегодня Т-106 — по-прежнему одна из самых востребованных установок института.

 

Аэродинамическая труба ЦАГИ Т-106.  Источник.

 

Всю Великую Отечественную Христианович и его шестой отдел ЦАГИ трудятся над самолётами, которые будут летать уже по мирному небу: после войны стране будет необходима развитая гражданская авиация. Реактивный двигатель — отечественный реактивный двигатель — к тому времени уже был сконструирован Архипом Михайловичем Люлькой, необходимо было исследовать аэродинамику машин, способных летать на околозвуковых скоростях, чтобы сделать их безопасными. Полученные под руководством Сергея Алексеевича результаты позволили увеличить скорость полёта самолётов за счёт снижения лобового сопротивления, что сыграло немалую роль в развитии трансзвуковой авиации.

 

С создателем первого отечественного турбореактивного авиационного двигателя А. М. Люлькой. Источник.

 

Христианович был в числе академиков, ещё до войны объявивших о необходимости пересмотреть формат высшего образования, готовить не только теоретически подкованных, но и практически опытных специалистов. Идею нового института удалось реализовать только в 1946 году: “Этот институт был очень своеобразным, — так описывает создание МФТИ в своих биографических заметках Христианович, ставший первым ректором Физтеха. — В самом институте преподавали математику, физику, работали лаборатории. Причём эти лаборатории создавались руками самих студентов. Но основное обучение, уже по специальности, проводилось в исследовательских институтах. И руководили этим самые видные наши учёные.”

 

С. А. Христианович в лаборатории созданного им Института теоретической и прикладной механики СО АН СССР. 1964 г. Источник. Почитать воспоминания академика об учениках и коллегах можно, например, здесь.

 

“Система Физтеха” позже будет реализована и в Новосибирске, в НГУ, новом научном центре на востоке страны, вокруг которого впоследствии вырос знаменитый Академгородок. Институт теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Российской академии наук сегодня носит имя своего основателя и первого директора — Сергея Алексеевича Христиановича.