#ЦАГИ100: А.И. Макаревский

Журнал “Огонёк”, ноябрь, 1968 год:

“Мы в лаборатории прочности, где изучаются сложнейшие проблемы сроков службы самолётов.

Машина пошла на взлёт - нагрузки одни; болтанка - совсем новый режим; начинается снижение, посадка -нагрузки на самолёт опять изменились. В лаборатории имитируются все условия полёта, но по значительно более жёсткой схеме, по принципу “тяжело в ученье - легко в бою”.

-Установление сроков службы -целый комплекс исследований, -рассказывает старейший работник ЦАГИ Александр Иванович Макаревский, -Кроме огромного количества испытаний отдельных элементов самолёта, мы испытываем его в целом, воспроизводя весь сложный спектр нагрузок, которые машина получит на всех стадиях полёта.”

В лаборатории прочности. Кандидат технических наук А.Ф. Селихов, академик А.И. Макаревский, доктор технических наук Т.А. Француз, кандидат технических наук Н.И. Марин. Источник: "Огонёк" №49, 30 ноября 1968

 

Александр Иванович Макаревский -академик АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР - выпускник механического факультета МВТУ по специальности “инженер-механик по самолётостроению”. С 1927-го, за два года до окончания учёбы, приступил к работе в ЦАГИ, в лаборатории, изучавшей ветродвигатели. В 1935 исследования приостановили, и Макаревский перешёл в отдел, занимавшийся проблемами прочности летательных аппаратов.

Александра Ивановича принято считать создателем отечественной школы норм прочности летательных аппаратов. Именно под его руководством были сформированы ключевые направления науки о прочности авиационных конструкций. Его исследования о допустимых общих деформациях конструкций самолётов и выборе расчётных условий прочности для неманёвренных самолётов легли в 1937 году в основу соответствующих документов. Введение классификации самолётов, методики использования опытных данных -с каждым новым тематическим исследованием, проводимым Макаревским и его коллегами, в нормы вносились новые уточнения, превратившие их в надёжную, обоснованую систему расчётов.

В годы Великой Отечественной войны Александр Иванович работает над обеспечением прочности и живучести боевых самолётов. С 1941 года Макаревский - начальник лаборатории прочности ЦАГИ, где испытывали машины КБ Петлякова, Ильюшина, Яковлева и Лавочкина.

Александр Иванович Макаревский. Источник.

 

С 1950 года Макаревский на протяжении десяти лет - директор ЦАГИ. руководит исследованием новых, ещё не изученных проблем - температурной прочности, влияния сжимаемости воздуха на особенности нагружения конструкции, безопасности самолётов-носителей (Ту-16, Ту-95 и 3М) при взрывах атомных, а затем и водородных бомб. Первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 тоже связан с именем Александра Ивановича: он автор методологии определения безопасного ресурса ЛА такого класса.

Макаревский -один из инициаторов создания и первый заведующий кафедрой прочности летательных аппаратов ФАЛТ МФТИ. Среди первых преподавателей -Кутьинов В.Ф., Чижов В.М., Ананьев И.В., Фролов В.М., Ляховенко И.А., Миодушевский П.В., Меркурьев В.И., Куликов А.Н.

Структура научных лабораторий прочности ЦАГИ, какой мы знаем её сегодня - тоже творение Макаревского. В 60-ые он предложил организовать комплекс специализированных лабораторий вместо единственной существовавшей.

Макаревского не стало в мае 1979. Об академике на сайте его alma mater.