#ЦАГИ100: С.П. Королёв

Этот день не мог не запомниться Сергею Павловичу Королёву: 2 ноября 1929 года он сдал экзамены на звание «пилот-паритель» на планере «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова.

 

Сергей Павлович Королёв

 

Сергей Павлович Королёв родился 30 декабря 1906 года в Житомире в семье преподавателя словесности. Когда ему было около трёх лет, родители разошлись, а в 1917 году он с матерью переехал в Одессу, к отчиму. Мальчику очень нравилось наблюдать за полётами гидросамолетов над морем, а случайное знакомство с механиком гидроотряда привело к тому, что юный Королёв стал незаменимым помощником лётчикам и механикам отряда, читал лекции для ликвидации авиабезграмотности. Поднявшись однажды в воздух на самолёте, который вёл командир отряда, он твёрдо решил сам стать лётчиком. Когда в 1923 году было основано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, Королёв сразу стал его членом и начал заниматься в планерном кружке.

Сергей Павлович Королёв поступил в Киевский политехнический институт, где в то время планировалось начать подготовку авиационных инженеров. Отучившись два года в КПИ, он перевёлся в специальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ. Днём Сергей Павлович работал то в конструкторском бюро, то на авиационном заводе, а вечером учился. В 1927 году он с отличием окончил Московскую планерную школу. Будучи студентом выпускного курса МВТУ, Сергей Королёв проходил производственную практику в КБ Туполева, входившего тогда в структуру ЦАГИ. Руководителем дипломной работы Королёва стал сам А. Н. Туполев, одобрив его проект самолёта СК-4, который впоследствии был построен и испытан. Продолжая увлекаться планеризмом, Королёв создавал необычные планеры: "Коктебель" (на котором сам установил рекорд парения), "Красная звезда" (на нём впервые в истории лётчиком-испытателем В. А. Степанчонком 28 октября 1930 года была совершена знаменитая петля Нестерова).

 

 

Модель опытного самолёта СК-4 - дипломной работы С.П. Королёва в МВТУ. Научным руководителем Сергея Павловича был сам А. Н. Туполев. СК-4 - опытный аппарат, был построен и испытан в одном экземпляре. Цель: добиться высокой весовой отдачи и большой продолжительности полёта при максимальной простоте конструкции. Источник фото: RIA Novosti archive, image #470895 / Alexander Mokletsov / CC-BY-SA 3.0

 

Стремление летать выше, быстрее и дальше привело Королёва к идее заняться исследованием реактивного движения. В марте 1931 года он вернулся к работе в ЦАГИ, совмещая её с работой в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). 17 августа 1933 года первая советская ракета ГИРД-09 поднялась на высоту 400 метров, продолжительность её полёта составила 18 секунд. В том же году ГИРД и Ленинградская газодинамическая лаборатория были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), на базе которого Королёву удалось довести до испытаний несколько видов крылатых ракет.

27 сентября 1938 года С. П. Королёв был осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР и приговорён к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. В 1940-м был судим вторично, на этот раз его отправили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где работой по созданию бомбардировщиков руководил Туполев. Там С. П. Королёв по собственной инициативе разрабатывал также проекты управляемой аэроторпеды и ракетного перехватчика, что послужило причиной перевода его в ОКБ-16 при Казанском авиазаводе, где велись работы над ракетными двигателями нового типа. Сергей Павлович вышел на свободу в 1944 году, однако реабилитирован был только в 1957 году.

С 1946 года С. П. Королёв, работая в НИИ-88, занимался разработкой баллистических ракет, в том числе с ядерными боевыми частями. В 1957 году им были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного, наземного и подводного базирования.

В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен Королёв. А уже в октябре 1957 года он запустил на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. За десять с небольшим лет под его руководством были разработаны системы ориентации для фотографирования обратной стороны Луны, ориентации и коррекции траекторий полета "Марсов", "Венер" и "Зондов", а также автоматические и ручные системы управления для пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз".

 

Первый в мире искуственный спутник Земли, выведенный на орбиту в 1957 году. Разработан в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва

 

Вершиной творчества Сергея Павловича Королева считаются пилотируемые полёты человека в космос - первый в мире был осуществлён 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагариным на корабле “Восток-1”.

С. П. Королёва не стало 14 января 1966 года. Ему было всего 59 лет. Только после смерти имя Сергея Павловича было рассекречено, о нём стали говорить и писать.